Представительство интересов в суде по спорам о принудительном изъятии (выкупе) земельного участка для государственных или муниципальных нужд

У вас собираются изымать или уже изъяли земельный участок для муниципальных или государственных нужд? Мы знаем, как вам помочь защитить свои права. Юридическое агентство «Юрисконсульт» предоставляет комплексные юридические услуги по спорам о принудительном изъятии (выкупе) земельного участка для государственных или муниципальных нужд

Спор о принудительном изъятии (выкупе) земельного участка для государственных или муниципальных нужд

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации компетентные государственные органы исполнительной власти имеют право изъять земельный участок у физического или юридического лица в принудительном порядке, если для этого есть законные основания.

Так, основаниями к проведению процедуры изъятия могут послужить:

  • выполнение государством международных обязательств;
  • реконструкция или строительство стратегических важных объектов различного уровня подчиненности — от федерального до муниципального;
  • другие обстоятельства, установленные законом.

Изъятие возможно только тогда, когда нет других вариантов. Субъекты, уполномоченные изымать участки земли определяются Правительством.

Процедура изъятия четко регламентирована законодательными нормами и происходит в таком порядке:

  1. Государственный орган выявляет собственника или правообладателя и подготавливает пакет документов.
  2. Правообладателю направляется извещение, а затем экземпляр соглашения, которое он должен подписать в течение 90 дней.
  3. После подписания правообладатель вправе получить компенсацию за изъятую землю и расположенные на ней объекты недвижимого имущества.

Именно при изъятии часто возникают споры между физическими, юридическими лицами и органами государственной власти.

Основания спора могут выступать:

  • несогласие собственника с решением об изъятии земельного надела;
  • заниженная рыночная стоимость земли, которая является суммой компенсации;
  • изъятие участка земли в судебном порядке и др.

Для разрешения спора такой категории без помощи юристов, которые хорошо разбираются в земельном законодательстве и отлично знают все тонкости правоприменительной практики. Мы поможем защитить ваши права, используя эффективные правовые инструменты.

Какие работы входят в услугу по спорам о принудительном изъятии (выкупе) земельного участка для государственных или муниципальных нужд

К числу наших услуг относятся:

  • профессиональные консультации по любым вопросам, связанным с земельными спорами;
  • анализ документации;
  • определение и разработка правовой позиции клиента;
  • ведение переписки с компетентными государственными или муниципальными органами;
  • обжалование их действий, бездействия в органы вышестоящих инстанций;
  • обращение в суд с целью защиты прав в споре о принудительном изъятии (выкупе) земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
  • обжалование рыночной стоимости, установленной органом государственной власти;
  • представительство интересов клиента в суде;
  • обжалование судебных актов и мн. др.

Мы предоставляем широкий спектр юридических и консалтинговых услуг, направленных на защиту ваших законных интересов и прав.

Необходимые документы

Для разрешения спора такой категории могут потребоваться следующие документы:

Паспорт клиента

Кадастровый паспорт на землю

Копию извещения от муниципалитета или органа государственной власти

Отчет об оценке рыночной стоимости земельного надела

Технический паспорт

План земельного участка

Отчет о межевании

Копия соглашения о принудительном изъятии

Правоустанавливающие документы на землю и др.

Обязательно нужно оформить доверенность, удостоверенную нотариально, для того, чтобы юрист нашего агентства мог представлять ваши интересы и действовать от вашего имени в суде и компетентных государственных органах.

Стоимость

Стоимость услуг определяется в зависимости от сложности спорных правоотношений, подсудности спора, а также объема оказываемых услуг.

Также на формирование цены влияет опыт работы и квалификация специалиста.

Если вы хотите получить более детальную информацию и рассчитать стоимость услуг, вы можете это сделать буквально за несколько минут, заполнив форму для обратной связи на нашем сайте.

Часто задаваемые вопросы

В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется:

  • прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;
  • прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;
  • досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.

Исчерпывающий перечень оснований закреплен в ст. 49 Земельного кодекса РФ. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:

  • выполнением международных договоров Российской Федерации;
  • строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов (объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения, объекты использования атомной энергии, объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и т. д.);
  • иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

Решение об изъятии недвижимого имущества для федеральных нужд принимают уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, для региональных нужд – исполнительные органы государственной власти субъекта РФ, для муниципальных нужд — органы местного самоуправления.

Инициаторами принятия решения об изъятии имущества могут быть как уполномоченные госорганы, так и организации, которым изъятые участки требуются для осуществления их деятельности (например, электросетевые организации, которые планируют строительство ЛЭП).

Перечень организаций, имеющих право обращаться с ходатайствами об изъятии участков для федеральных нужд, устанавливает Правительство РФ.

Законом установлено, что изъятие недвижимого имущества производится на основании решения суда или договора, заключаемого с собственником. Договор нужен для того, чтобы зафиксировать в нем ключевые условия изъятия.

Обычно такой договор содержит следующие условия:

  • наименование сторон договора;
  • кадастровые номера земельных участков и объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию; если кадастровые номера не присвоены, то указывают условные номера, а при их отсутствии подробно описывают изымаемые объекты;
  • цель изъятия;
  • реквизиты решения об изъятии недвижимости: дата принятия, номер и название принявшего его органа;
  • права на участки и объекты, которые прекращаются;
  • срок, в течение которого правообладатель должен передать объекты недвижимости; при этом он не может превышать 6 месяцев с момента прекращения прав прежнего правообладателя;
  • размер и порядок выплаты возмещения за изымаемые объекты.

Под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности.

Соответственно, принудительное изъятие земельного участка не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества. Изъятие земельного участка у собственника — это один из способов прекращения субъективных земельных прав. При необходимости орган исполнительной власти или местного самоуправления принимает решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд у собственника, владельца, пользователя или арендатора.

У правообладателя есть 90 дней с момента получения договора для принятия решения. Он может подписать соглашение и направить его в уполномоченный орган или организацию, по инициативе которой происходит изъятие. Либо он может отказаться от подписания соглашения или представить свои возражения. Часто правообладатели не соглашаются с указанным в соглашении размером возмещения за изымаемую недвижимость. Но в этом случае необходимо представить документы, подтверждающие обоснованность замечаний относительно суммы компенсации.

Если правообладатель не отвечает после получения соглашения, уполномоченный орган или организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости. Принудительное изъятие земель по решению суда возможно, если правообладатель не заключил соглашение, в том числе если он не согласен с решением уполномоченного органа об изъятии.

В случае инициирования судебного спора именно суд будет определять условия изъятия объектов недвижимости для государственных нужд. Он может принять сторону уполномоченного органа или правообладателя, а может не согласиться ни с тем, ни с другим и самостоятельно определить условия изъятия недвижимости.

В таком случае собственник земельного участка (правообладатель) может обратиться в суд. Суды нередко признают подготовленные по заказу госоргана отчеты об оценке ненадлежащим доказательством размера возмещения. В результате суд назначает экспертизу, чтобы определить действительную рыночную стоимость изымаемого участка.

Если вы не согласны с выкупной ценой, рекомендуем обратиться за квалифицированной юридической помощью в юридическое агентство «Юрисконсульт». Мы поможем обосновать вашу правовую позицию и представим интересы в судах всех инстанций.

В соответствии с действующим земельным законодательством при определении размера возмещения не подлежат учету объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемом земельном участке, и неотделимые улучшения данных объектов (в том числе в результате реконструкции), произведенные вопреки его разрешенному использованию, а также вопреки условиям договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.

Законодательством предусмотрено, что размер возмещения за принадлежащий нескольким лицам на праве общей собственности изымаемый земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества определяется пропорционально долям в праве общей собственности на такое имущество.

Если между собственниками возникли споры относительно раздела рыночной стоимости изымаемого участка, их можно урегулировать в досудебном порядке или обратиться в суд.

При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества.

Заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности.

Если соглашением об изъятии недвижимости либо вступившим в законную силу решением суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества предусмотрено полное или частичное возмещение за изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме, переход права собственности наступает только после предоставления указанного возмещения.

В случае, если изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд делает невозможным исполнение правообладателем изымаемой недвижимости обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных правообладателем изымаемой недвижимости с такими лицами договорах, прежний правообладатель изымаемой недвижимости вправе расторгнуть в одностороннем порядке заключенные им договоры при условии, что их исполнение станет невозможным в связи с изъятием указанной недвижимости.

Соответственно, расторжение договора — это право арендатора и оспаривание, вероятнее всего, окажется безрезультатным.

В случае вынесения судом решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях комплексного развития территории и о предоставлении возмещения в связи с изъятием земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества лицо, заключившее договор о комплексном развитии территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, либо орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии указанных земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях комплексного развития территории, либо юридическое лицо, созданное Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации и обеспечивающее в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации реализацию решения о комплексном развитии территории, в течение семи дней со дня вынесения решения суда перечисляет денежные средства в счет такого возмещения на банковский счет, указанный гражданином или юридическим лицом, или на депозит нотариуса в случае отсутствия информации о таком банковском счете.

Законодательство предусматривает трехкратное предоставление собственнику, землевладельцу, землепользователю, арендатору земельного участка информации, связанной с изъятием земельного участка. В частности, после принятия решения об изъятии земельного участка лицо, у которого земельный участок изымается, должно быть уведомлено органом, принявшим такое решение, о предстоящем изъятии не позднее, чем за один год до этого. Данное правило является обязательным — без предоставления данной информации изъятие невозможно.

В таком случае, если собственник или землепользователь был уведомлен с нарушением установленного срока, такое решение можно обжаловать в судебном порядке.

Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.

Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления.

Порядок работ по спорам о принудительном изъятии (выкупе) земельного участка для государственных или муниципальных нужд

Клиент может связаться с нами любым удобным способом — по телефону, посредством электронной почты или прийти в офис.

Мы организовываем свою работу по следующему алгоритму:

0

Изучение и анализ всех имеющихся документов

0

Определение предмета спорной ситуации

0

Проверка необходимости соблюдения досудебного порядка урегулирования спора

0

Согласование стоимости и сроков оказания юридических услуг по вопросу подготовки и направления претензии в адрес контрагента (кредитора, иного лица) (соблюдение досудебного порядка)

0

Заключение договора на оказание юридических услуг

0

Подготовка досудебной претензии

0

Направление досудебной претензии

0

Согласование стоимости оказания юридических услуг, в случае если не удовлетворены требования, изложенные в досудебной претензии

0

Заключение договора на оказание юридических услуг

0

Подготовка искового заявления

0

Согласование искового заявления с Заказчиком

0

Формирование приложения (подготовка пакета документов) к исковому заявлению

0

Отправка искового заявления сторонам по делу

0

Оплата государственной пошлины при подаче иска в суд

0

Подача искового заявления с приложением к нему в суд

0

Уточнение информации о движении дела в суде, в том числе дате и времени судебного заседания

0

Представление интересов в судебном заседании (участие в судебных заседаниях, судебных экспертизах, подготовка и подача в суд ходатайств, заявлений, запросов, возражений и прочих документов, предусмотренных процессуальным законодательством)

0

Получение судебного акта, которым оканчивается производство по делу и передача его вам

Контакты юридического агентства "ЮРИСКОНСУЛЬТ"

Центральный офис компании находится по адресу: г. Краснодар, ул. Калинина, 341, 2-й этаж, телефон +7 (989) 829-29-29

Нужна юридическая помощь?
ЗАДАЙТЕ ВОПРОС
Наши юристы проконсультируют вас по правовым вопросам и подскажут, как решить вашу проблему с минимальными затратами в кратчайшие сроки.