Установление факта смерти гражданина в судах общей юрисдикции

Полный спектр юридических услуг по установлению факта смерти гражданина. Составление процессуальных документов, юридические консультации, представление интересов граждан в судах общей юрисдикции

Установление факта смерти гражданина

Юридическое агентство «Юрисконсульт» предоставляет профессиональные, высококачественные юридические услуги по установлению факта смерти гражданина. Обратиться в суд имеют право любые лица независимо от степени их родства с человеком, факт смерти которого нужно установить.

Основанием для установления такого факта может послужить отсутствие возможности получения необходимых документов о смерти лица, за исключением судебного порядка.

Такая категория споров подлежит рассмотрению в порядке особого производства. Установление факта смерти гражданина и объявление человека умершим — разные категории дел. Во втором случае необходимо соблюсти срок, который составляет 5 лет. Т. е. в течение этого срока о местонахождении человека ничего не известно, что при наличии доказательств, позволяет суду принять соответствующее решение.

Факт смерти устанавливается, когда нужно определить, что человек умер в конкретное время при определенных обстоятельств. Такой факт устанавливается при условии, что государственная регистрация смерти в органах записи актов гражданского состояния не проводилась, что подтверждается мотивированным письменным отказом компетентных органов.

Само по себе решение не является документом о смерти. На его основании выдается свидетельство о смерти. Суду нужно в решении указывать исчерпывающую информацию, связанную со смертью гражданина, в частности:

  • фамилию, имя и отчество умершего;
  • дату и место рождения;
  • последнее место жительства, пол, гражданство, национальность;
  • дату и место смерти гражданина;
  • причину смерти, реквизиты документа, подтверждающего факт смерти;
  • серию и номер выданного свидетельства о смерти.

Для установления факта смерти заявителю нужно предоставить неоспоримые доказательства — письменные, аудио- и видеозаписи, официальные документы, показания свидетелей и т. п. Это кропотливая, трудоемкая работа, поскольку перед заявителем стоит сложная задача — собрать доказательственную базу, подтверждающую смерть физического лица. Разрешить такую задачу помогут юристы юридического агентства «Юрисконсульт». Обратившись к нам, вы получите полный пакет юридических услуг от ведущих специалистов в области юриспруденции. Благодаря нашей помощи вы избавите себя от бумажной волокиты, бюрократических процедуры и сможете сэкономить личное время.

Какие работы входят в услугу по установлению факта смерти гражданина

Установление факта смерти гражданина включает в себя следующие виды работ:

  1. Профессиональные юридические консультации по любым вопросам правового характера, связанным с установлением факта смерти.
  2. Всесторонний, объективный анализ ситуации.
  3. Определение оснований и целей установления факта смерти.
  4. Правовой анализ документов, имеющихся у заявителя.
  5. Помощь в сборе документов, имеющих доказательственное значение.
  6. Составление заявления и других процессуальных документов.
  7. Направление пакета документов в суд и заинтересованным лицам.
  8. Представление интересов клиентов в судах общей юрисдикции всех инстанций по России.
  9. Обжалование судебного акта.
  10. Юридическое сопровождение на стадии исполнения судебного решения.
  11. Помощь в регистрации смерти и получении свидетельства в органах ЗАГС.

Необходимые документы

Перечень документов, подтверждающих факт смерти физического лица, зависит от конкретики ситуации. Только после детального изучения всех обстоятельств юрист сможет определить перечень документов, которые потребуются для доказывания.

Такими документами могут быть:

Письменные свидетельские показания

Копия свидетельства о смерти

Информация из органов ЗАГС, содержащая мотивированный отказ в регистрации смерти

Справка из медицинского учреждения

Амбулаторная карта

Выписки из историй болезни

Фотографии и т. п.

К заявлению прилагаются все документы, которые прямо или косвенно указывают на факт смерти физического лица, а также суду предоставляются:

  • доверенность на имя представителя;
  • копия уведомления о получении заинтересованными лицами пакета документов;
  • квитанция об оплате государственной пошлины.

Стоимость

Определение цены на оказание юридических услуг, связанных с установлением факта смерти гражданина, происходит в индивидуальном порядке.

Ключевым факторов, влияющим на ценообразование, является объем работы, которую предстоит выполнить юристам.

Если вы хотите получить более точную информацию и предварительный расчет стоимости наших услуг, свяжитесь с представителями юридического агентства «Юрисконсульт» любым удобным способом.

Часто задаваемые вопросы

Факт смерти подлежит государственной регистрации, на основании чего выдается свидетельство о смерти. Основанием для государственной регистрации смерти являются следующие документы. Во-первых, документ о смерти, который выдается медицинской организацией, индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность, или в случае, предусмотренном законом, другим уполномоченным лицом.

Таким документом является медицинское свидетельство о смерти, форма и порядок выдачи которого установлены законодательством. Во-вторых, основанием для государственной регистрации смерти является решение суда об установлении факта смерти или объявлении лица умершим, вступившее в законную силу.

Доказывать факт смерти требуется в нескольких случаях. Обычно это необходимо, если по какой-то причине не было получено медицинское заключение о смерти, либо оно было утеряно. Также иногда нужно признать умершим человека, пропавшего без вести, если найти его не представляется возможным, или он обстоятельства указывают на то, что он, с наибольшей вероятностью, мёртв.

Основания, на которых может быть проведена государственная регистрация смерти, регламентируются ст. 64 ФЗ «Об актах гражданского состояния». Если у родственников есть доказательства или возможность их получить, требуется подать заявление об установлении факта смерти.

В качестве заявителя (или истца в случае наличия спора о праве) может выступать:

  • наследник по завещанию или по закону – для открытия наследства, оставшегося после исчезновения пропавшего наследодателя;
  • опекуны, попечители, приемные родители ребенка исчезнувшего родителя – для усыновления ребенка. Оформить усыновление можно в ситуации, когда родители умерли, неизвестны или лишены родительских прав более 6 месяцев. Поэтому опекун не сможет усыновить подопечного, родитель которого пропал без вести, без свидетельства о смерти;
  • опекуны, попечители, приемные родители, отдел опеки, родители, супруг – для назначения пенсии по потери кормильца. Право на пенсию имеют нетрудоспособные иждивенцы покойного. Это могут быть дети, родители или супруг;
  • собственник жилья, в котором зарегистрирован пропавший – для снятия его с регистрационного учета. Снять с учета можно только с согласия прописанного или через суд. При наличии свидетельства о смерти, миграционная служба снимает с учета без дополнительных документов;
  • супруг – для прекращения брака. При наличии свидетельства о смерти пропавшего мужа, жена считается вдовой. Значит она может вступить в повторный брак без оформления развода.

Установление факта смерти следует отличать от факта регистрации смерти и объявления гражданина умершим. Так, при установлении факта смерти имеются неопровержимые доказательства смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах. Необходимость судебного установления данного факта вызвана исключительно отказом органов ЗАГСа в регистрации факта по мотиву непредставления медицинского заключения.

Для того, чтобы установить факт смерти родственника в судебном порядке, необходимо следовать следующему алгоритму:

  • подготовка и подача заявления в поликлинику;
  • подготовка и подача заявления в ЗАГС;
  • сбор документов и оплата госпошлины;
  • подготовка заявления об установлении факта смерти;
  • судебный процесс;
  • получение судебного решения и вступление его в законную силу;
  • обращение в ЗАГС для получения свидетельства о смерти.

В качестве доказательств необходимы неопровержимые сведения о смерти гражданина. Среди них:

  • показания свидетелей;
  • видеозапись;
  • фотографии;
  • другая информация, которая доказывает гибель;
  • отказ медицинского учреждения в выдаче медицинского свидетельства о смерти;
  • информация из органов ЗАГС об отсутствии актовой записи о смерти и невозможности ее составления и т. д.

Обратите внимание, доказательства сильно различаются в зависимости от конкретной ситуации.

Заявление об установлении факта смерти подается в суд по месту прописки истца. Слушание дела проходит в рамках особого производства. Особенностью дел об установлении факта смерти в судебном порядке является отсутствие ответчика.

Участие прокурора при рассмотрении подобных дел является обязательным. В заявлении нужно указать причину установления факта. Например, оформление наследства, пособий, пенсии.

По возможности нужно представить письменные доказательства кончины гражданина. Отдельно нужно позаботиться о вызове свидетелей, которые подтвердят ориентировочную дату гибели субъекта.

Обязательные реквизиты документа:

  • наименование районного суда;
  • данные о заявителе (адрес прописки, ФИО);
  • сведения о заинтересованных лицах;
  • наименование документа;
  • обстоятельства дела;
  • конечная просьба;
  • список прилагаемых документов;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • дата, подпись истца.

Поручить подготовку заявления можно специалистам юридического агентства «Юрисконсульт».

При подаче заявления в суд истец должен представить документы, подтверждающие наступление юридического факта. Сюда относится:

  • паспорт заявителя/умершего гражданина;
  • свидетельство о рождении/заключении брака;
  • справка с места прописки;
  • отказ медицинской организации выдать медицинский документ о смерти;
  • отказ районного отдела ЗАГС о проведении регистрации смерти.
  • доказательства приведенных в иске обстоятельств;
  • квитанция об уплате государственной пошлины;
  • ходатайство о вызове свидетелей и др.

При установлении факта смерти, поскольку регистрации факта смерти органами ЗАГС не проводилось, следует установить само событие смерти лица при определенных обстоятельствах и в определенное время.

При этом доказательства должны с достоверностью подтверждать факт смерти. Затем следует представить доказательства того, что органы ЗАГС отказали в регистрации факта смерти.

Исходить нужно из того, какие сведения необходимы для составления актовой записи о смерти. В соответствии со ст. 67 ФЗ «Об актах гражданского состояния» в запись акта о смерти вносятся следующие сведения: ФИО, дата и место рождения, последнее место жительства, пол, гражданство, национальность (если сведения о национальности указаны в документе, удостоверяющем личность умершего), дата и место смерти умершего; причина смерти, реквизиты документа, подтверждающего факт смерти; ФИО, место жительства заявителя либо наименование и юридический адрес органа, организации или учреждения, сделавших заявление о смерти; серия и номер выданного свидетельства о смерти; ФИО, место жительства лица, которому выдано свидетельство о смерти.

Соответственно, в требованиях заявителя нужно указать исчерпывающую информацию, необходимую для составления актовой записи о смерти на основании судебного решения.

Согласно ч. 3 ст. 246 ГПК РФ, разрешение спора, возникшего в процессе рассмотрения дела особого производства, должно входить в компетенцию суда в исковом производстве.

Поэтому, если при рассмотрении дела в порядке особого производства возникает спор о праве, подведомственный суду общей юрисдикции, суд оставляет заявление без рассмотрения и разъясняет заинтересованным лицам, что они вправе предъявить иск на общих основаниях.

Для того, чтобы суд признал факт смерти лица, необходимо доказать наличие следующих аспектов:

  • смерть человека в определенное время и при определенных обстоятельствах;
  • поступало ли досудебное обращение в орган ЗАГС от заявителя для установления факта смерти лица;
  • имеется ли отказ органов ЗАГС в регистрации факта смерти гражданина;
  • какова цель установления факта смерти гражданина (например, принятие наследства, оформление пособия по потере кормильца и т. п.).

Заявление об установлении юридического факта должно отвечать требованиям, перечисленным в ст. 131 ГПК РФ. Однако кроме обычных реквизитов, в заявлении должна быть указана цель установления этого факта, а также доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов либо невозможность восстановления утраченных документов.

Указание цели установления факта, необходимо для того, чтобы судья при приеме заявления определил юридическую значимость данного факта и круг заинтересованных лиц. Если в заявлении не будет указана цель обращения в суд, судья вправе оставить такое заявление без движения.

Основное требование для подачи заявления – невозможность получения свидетельства о смерти в загсе другим способом. То есть для начала нужно обратиться в загс, получить отказ, и с ним уже направлять остальные документы в суд.

Целью подачи заявления должно быть создание юридических последствий: например, оформление в загсе свидетельства о смерти наследодателя, чтобы получить наследство. По закону не предусмотрен внесудебный порядок урегулирования проблемы.

Срок давности на дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, не распространяется. Подать заявление можно в любое время. Но учтите, если на подготовке дела к разбирательству выяснится наличие спора, оно может быть рассмотрено только в порядке искового производства. Там уже применяется общий срок давности – три года с момента, когда вам стало известно о нарушении ваших прав.

Порядок работ по установлению факта смерти гражданина

Клиент может связаться с нами любым удобным способом — по телефону, посредством электронной почты или прийти в офис.

Мы организовываем свою работу по следующему алгоритму:

0

Изучение и анализ всех имеющихся документов

0

Определение предмета спорной ситуации

0

Проверка необходимости соблюдения досудебного порядка урегулирования спора

0

Согласование стоимости и сроков оказания юридических услуг по вопросу подготовки и направления претензии в адрес контрагента (кредитора, иного лица) (соблюдение досудебного порядка)

0

Заключение договора на оказание юридических услуг

0

Подготовка досудебной претензии

0

Направление досудебной претензии

0

Согласование стоимости оказания юридических услуг, в случае если не удовлетворены требования, изложенные в досудебной претензии

0

Заключение договора на оказание юридических услуг

0

Подготовка искового заявления

0

Согласование искового заявления с Заказчиком

0

Формирование приложения (подготовка пакета документов) к исковому заявлению

0

Отправка искового заявления сторонам по делу

0

Оплата государственной пошлины при подаче иска в суд

0

Подача искового заявления с приложением к нему в суд

0

Уточнение информации о движении дела в суде, в том числе дате и времени судебного заседания

0

Представление интересов в судебном заседании (участие в судебных заседаниях, судебных экспертизах, подготовка и подача в суд ходатайств, заявлений, запросов, возражений и прочих документов, предусмотренных процессуальным законодательством)

0

Получение судебного акта, которым оканчивается производство по делу и передача его вам

Контакты юридического агентства "ЮРИСКОНСУЛЬТ"

Центральный офис компании находится по адресу: г. Краснодар, ул. Калинина, 341, 2-й этаж, телефон +7 (989) 829-29-29

Нужна юридическая помощь?
ЗАДАЙТЕ ВОПРОС
Наши юристы проконсультируют вас по правовым вопросам и подскажут, как решить вашу проблему с минимальными затратами в кратчайшие сроки.