Установление факта регистрации смерти в судах общей юрисдикции

Юристы юридического агентства «Юрисконсульт» предоставляют комплексные услуги по установлению факта регистрации смерти. Законно, оперативно, на высшем уровне. Индивидуальный подход к каждому клиенту

Установление факта регистрации смерти

Смерть человека регистрируется в органах ЗАГС, о чем составляется актовая запись и выдается свидетельство о смерти. Основанием для составления актовой записи служит документ, выданный медицинским учреждением (врачебное свидетельство о смерти).

Как правило, такая документация в больницах хранится долго, но бывают случаи, когда архивы утрачены или повреждены и получить справку о смерти не представляется возможным.

В этом случае человек, как правило, родственник умершего, имеет право обратиться в суд с заявлением об установлении факта регистрации смерти.

Но это при условии, что в органах ЗАГС также отсутствует соответствующая актовая запись и восстановить ее не получится иначе, как по решению суда.
Стоит отметить, что установление факта регистрации смерти и объявление человека умершим — это разные категории дел и их нельзя путать. Факт устанавливается, когда о случившемся достоверно известно и есть соответствующее документальное подтверждение.

Подавать заявление можно по месту жительства заявителя. Такие дела в порядке особого производства рассматривают суды общей юрисдикции.

Мы советуем сразу обращаться в юридическое агентство «Юрисконсульт», где высококвалифицированные специалисты в области юриспруденции предоставят полный комплекс услуг.

Мы поможем установить факт регистрации смерти для:

  • назначения пенсии в связи с потерей кормильца;
  • реализации наследственных прав;
  • решения жилищных вопросов и т. д.

В зависимости от обстоятельств ситуации и оснований для установления факта, а также необходимости такового, определяется заинтересованное лицо. Таким могут выступать органы ЗАГС, Пенсионный фонд, другие родственники умершего и т. п.

Важно, чтобы заявитель в полной мере подтвердил факт смерти своего родственника, а также отсутствие возможности восстановить документы во внесудебном порядке.

Еще один ключевой момент — отсутствие спора о праве между заявителем и заинтересованными лицами. В противном случае такое дело не подлежит рассмотрению в порядке особого производства. Решение суда будет служить основанием для регистрации смерти человека в установленном законом порядке. Срок давности неограничен, поэтому человек может обратиться в суд в любой момент, когда возникнет в этом необходимость.

Какие работы входят в услугу по установлению факта регистрации смерти

В рамках установления факта регистрации смерти юристы юридического агентства «Юрисконсульт» выполняют следующие виды работ:

  1. Проводят профессиональные юридические консультации — первичные и текущие по всем вопросам, связанным с установлением факта.
  2. Анализируют документы, имеющиеся у клиента.
  3. Собирают доказательственную базу.
  4. Обращаются в учреждения здравоохранения, органы ЗАГС с целью получения мотивированного ответа о возможности восстановления документов и представления сведений о смерти физического лица.
  5. Составление заявления и других процессуальных документов.
  6. Представительство интересов в судах общей юрисдикции всех инстанций по доверенности.
  7. Поиск свидетелей и обеспечение их явки в судебное заседание.
  8. Обжалование судебного решения (если возникнет необходимость).
  9. Помощь в исполнении судебного решения — регистрации смерти в органах ЗАГС.

Необходимые документы

Чтобы установить факт регистрации смерти, понадобятся всевозможные документы, которые прямо или косвенно это подтверждают.

К числу таковых можно отнести:

Свидетельство о смерти, выданное органами ЗАГС (ксерокопия, фотография, испорченный или поврежденный документ при наличии)

Ксерокопия врачебного свидетельства о смерти

Письменный мотивированный отказ из учреждения здравоохранения, органов ЗАГС

Чеки, подтверждающие расходы на захоронение

Фотографии (в ряде случаев в качестве доказательств принимаются фотографии надгробий)

Документы, подтверждающие степень родства с умершим

Приказ об увольнении с работы в связи со смертью работника (если умерший на день смерти работал)

Иные документы, имеющие доказательственное значение

Стоимость

Стоимость услуг, предоставляемых нашим юридическим агентством, напрямую зависит от сложности ситуации и объема работы, которую предстоит выполнить юристам.

Цена услуг оговаривается с каждым клиентом в индивидуальном порядке. С клиентами заключается письменный договор об оказании правовой помощи, в котором указаны порядок расчетов, стоимость услуг и способы оплаты.

Стоимость юридических услуг по установлению факта регистрации смерти остается неизменной, исключение составляют случаи, когда увеличивается объем работы.

Часто задаваемые вопросы

Согласно статье 64 закона «Об актах гражданского состояния» органы ЗАГС осуществляют государственную регистрацию смерти только на основании:

  • документа о смерти, выданного медицинской организацией;
  • решения суда об установлении факта смерти или об объявлении лица умершим, вступившее в законную силу;
  • документа, выданного компетентными органами, о факте смерти лица, необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного.

Таким образом, если вышеперечисленные документы не могут быть представлены в орган ЗАГС, последний должен отказать в государственной регистрации смерти. Получив такой отказ органа ЗАГС, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах.

Установление факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах имеет значение при принятии наследства в установленный законом срок. В соответствии со статьей 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Течение сроков принятия наследства, установленных статьей 1154 ГК РФ, согласно статье 191 ГК РФ начинается на следующий день после даты открытия наследства либо после даты вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим; на следующий день после даты смерти — дня, указанного в решении суда об установлении факта смерти в определенное время, а если день не определен, — на следующий день после даты вступления решения суда в законную силу.

Поскольку решение суда служит основанием для восстановления записи акта о гражданского состояния, в резолютивной части решения должна содержаться максимально полная информация необходимая для государственной регистрации акта гражданского состояния.

Так, должны быть указаны те данные, которые даются при совершении записи акта о смерти, указанные в соответствующих статьях Федерального закона «Об актах гражданского состояния».

Соответственно, в просительной части должны быть указаны требования в соответствии с нормами действующего законодательства.

В случае, если утраченная запись акта гражданского состояния была составлена за пределами территории Российской Федерации, восстановление записи акта гражданского состояния может производиться по месту вынесения решения суда, вступившего в законную силу.

На основании восстановленной записи акта гражданского состояния выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния с отметкой о том, что запись акта гражданского состояния восстановлена.

По делу о факте регистрации смерти должны быть установлены следующие обстоятельства:

  • существование самого факта регистрации;
  • факт несохранения в органах ЗАГС соответствующей записи, если в восстановлении такой записи органами ЗАГС отказано или если факт регистрации смерти может быть восстановлен только на основании решения суда;
  • цель обращения (какие правовые последствия повлечет установление факта регистрации);
  • наличие или отсутствие спора о праве.

Доказательствами для установления факта регистрации смерти могут являться:

  • справка из органа ЗАГС о невозможности восстановления утраченного документа, утрате актовых записей;
  • документы и другие доказательства, содержащие сведения о факте регистрации смерти;
  • справка с места жительства заявителя и другие документы.

Если государственная регистрация смерти была произведена, однако свидетельство утрачено либо оно не может быть использовано в силу иных причин, заинтересованное лицо вправе потребовать выдачи повторного свидетельства либо иного документа, подтверждающего факт государственной регистрации смерти.

В случае отказа в выдаче повторного свидетельства по причине отсутствия первичной или восстановленной записи акта о смерти вследствие пожара, гражданин вправе восстановить запись в судебном порядке. Для этого необходимо обратиться в суд с заявлением об установлении факта государственной регистрации смерти.

Заявление составляется в соответствии с общими требованиями, установленными для искового заявления. В нем должны быть указаны, в частности:

  • наименование суда, в который подается заявление;
  • сведения о заявителе: фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии), место жительства, а также по желанию — контактный телефон и адрес электронной почты. Если заявление подается представителем, указываются аналогичные сведения о нем;
  • сведения о заинтересованном лице (в частности, об органе ЗАГС);
  • информация о том, для какой цели необходимо установление факта регистрации смерти и об обстоятельствах, на которых вы основываете свои требования, а также доказательства, подтверждающие эти обстоятельства (в том числе подтверждающие невозможность получения вами необходимого документа в ином порядке или его восстановления). В заявлении рекомендуем также указать данные, которые указываются при совершении записи акта о смерти — дата и место смерти;
  • требование об установлении факта регистрации смерти;
  • перечень прилагаемых к заявлению документов.

Поручить подготовку заявления лучше специалистам юридического агентства «Юрисконсульт».

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Если решение не обжаловано, оно вступает в силу по истечении указанного срока. В случае апелляционного обжалования решение вступает в законную силу после рассмотрения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции, если обжалуемое решение не было отменено. Если определением суда апелляционной инстанции отменено или изменено решение суда первой инстанции и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно.

Вступившее в законную силу решение суда, которым установлен факт регистрации смерти, является основанием для восстановления записи акта о смерти и выдачи свидетельства. Для этого его необходимо предоставить в орган ЗАГС по месту составления утраченной записи либо по месту вынесения решения суда, если утраченная запись была составлена за пределами территории РФ решение суда.

Согласно ч. 3 ст. 246 ГПК, разрешение спора, возникшего в процессе рассмотрения дела особого производства, должно входить в компетенцию суда в исковом производстве. Поэтому, если при рассмотрении дела в порядке особого производства возникает спор о праве, подведомственный суду общей юрисдикции, суд оставляет заявление без рассмотрения и разъясняет заинтересованным лицам, что они вправе предъявить иск на общих основаниях.

Целью установления факта регистрации смерти является наступление юридических последствий, которые наступают в случае гибели гражданина.

Юридические последствия смерти гражданина:

  • открытие наследства;
  • прекращение брака;
  • снятие гражданина с регистрационного учета;
  • прекращение начисления алиментных платежей;
  • оформление пенсий;
  • возможность приватизации жилья и мн. др.

В обычном порядке регистрация смерти происходит на основании медицинского свидетельства о смерти. Оно выдается медицинским учреждением по месту последнего проживания покойного, на основании этого документа составляется актовая запись о смерти.

Судебное производство открывается по заявлению заинтересованного лица. Чтобы подать иск должны наступить определенные обстоятельства. Человек обратился в ЗАГС и получил отказ в выдаче свидетельства.

Порядок действий в такой ситуации следующий:

  • обращение в медицинскую организацию;
  • сбор доказательств, подтверждающих смерть человека и отсутствие возможности восстановить актовую запись во внесудебном порядке;
  • подготовка иска (заявления в порядке особого производства при отсутствии спора о праве);
  • судебное разбирательство.

При подаче заявления в суд истец должен представить документы, подтверждающие наступление юридического факта. Сюда относится:

  • паспорт заявителя;
  • свидетельство о смерти умершего (копия);
  • справка из ЗАГСа об отказе в выдаче дубликата свидетельства о смерти в результате отсутствия актовой записи;
  • справка с места прописки;
  • медицинский документ о смерти;
  • доказательства приведенных в заявлении обстоятельств;
  • письменные показания свидетелей;
  • фотографии, видеозаписи и т. п.

При подаче заявления нужно заплатить госпошлину. При установлении юридических фактов с заявителя удерживается 300 руб.

Если заявитель будет действовать через представителя, то его расходы возрастут. Стоимость услуг юриста будет зависеть от его участия в деле:

  • разовое участие;
  • подготовка заявления;
  • представительство в судебном процессе;
  • обращение в государственные инстанции;
  • обжалование процессуального документа;
  • полное сопровождение процесса.

Для получения детальной информации свяжитесь с нами любым удобным способом.

В связи с отсутствием документа о смерти, выданного медицинской организацией, отсутствуют основания для государственной регистрации смерти в порядке, предусмотренном ФЗ «Об актах гражданского состояния», в связи с чем необходимо обратиться в суд.

Основанием для государственной регистрации смерти является решение суда об установлении факта смерти или об объявлении лица умершим, вступившее в законную силу. Таким образом, в суде нужно устанавливать факт смерти, а не факт регистрации таковой.

Порядок работ по установлению факта регистрации смерти

Клиент может связаться с нами любым удобным способом — по телефону, посредством электронной почты или прийти в офис.

Мы организовываем свою работу по следующему алгоритму:

0

Изучение и анализ всех имеющихся документов

0

Определение предмета спорной ситуации

0

Проверка необходимости соблюдения досудебного порядка урегулирования спора

0

Согласование стоимости и сроков оказания юридических услуг по вопросу подготовки и направления претензии в адрес контрагента (кредитора, иного лица) (соблюдение досудебного порядка)

0

Заключение договора на оказание юридических услуг

0

Подготовка досудебной претензии

0

Направление досудебной претензии

0

Согласование стоимости оказания юридических услуг, в случае если не удовлетворены требования, изложенные в досудебной претензии

0

Заключение договора на оказание юридических услуг

0

Подготовка искового заявления

0

Согласование искового заявления с Заказчиком

0

Формирование приложения (подготовка пакета документов) к исковому заявлению

0

Отправка искового заявления сторонам по делу

0

Оплата государственной пошлины при подаче иска в суд

0

Подача искового заявления с приложением к нему в суд

0

Уточнение информации о движении дела в суде, в том числе дате и времени судебного заседания

0

Представление интересов в судебном заседании (участие в судебных заседаниях, судебных экспертизах, подготовка и подача в суд ходатайств, заявлений, запросов, возражений и прочих документов, предусмотренных процессуальным законодательством)

0

Получение судебного акта, которым оканчивается производство по делу и передача его вам

Контакты юридического агентства "ЮРИСКОНСУЛЬТ"

Центральный офис компании находится по адресу: г. Краснодар, ул. Калинина, 341, 2-й этаж, телефон +7 (989) 829-29-29

Нужна юридическая помощь?
ЗАДАЙТЕ ВОПРОС
Наши юристы проконсультируют вас по правовым вопросам и подскажут, как решить вашу проблему с минимальными затратами в кратчайшие сроки.