Юридические услуги, оказываемые в рамках исполнительного производства по вопросу обжалования действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей в судебном порядке

Консультирование и сопровождение граждан и юридических лиц по вопросам обжалования действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей в судебном порядке

Обжалование действий судебных приставов

Любое действие (или бездействие) судебного пристава может быть оспорено сторонами исполнительного производства в судебном порядке. 

Исковое заявление должно быть подано в суд в течение 10 дней с момента обнаружения лицом факта нарушения его прав и интересов. При этом ответчиком по данному делу должен быть пристав, действия или бездействия которого обжалуются в судебном порядке. 

Если пристав, нарушивший интересы заявителя, отстранен от должностных обязанностей, в качестве ответчика будет выступать специалист, которому были переданы его полномочия. 

Стоит учесть, что судебный пристав — это в первую очередь юрист, который владеет знаниями в области действующего законодательства. Стороне исполнительного производства, которая стала инициатором судебного процесса, придется самостоятельно доказывать свою правоту. Без профильной подготовки сделать это достаточно сложно. Именно поэтому к процессу обжалования действий пристава-исполнителя в судебном порядке рекомендуется подключить профессионального адвоката. 

Во время оспаривания постановлений или действий (бездействий) пристава-исполнителя в зале судебного заседания должна присутствовать другая сторона исполнительного производства. Однако неявка заинтересованной стороны не препятствует рассмотрению дела.

В рамках защиты интересов клиента юрист окажет следующие виды услуг: 

  • правовой анализ ситуации клиента; 
  • разработка индивидуальной стратегии защиты; 
  • составление искового заявления; 
  • проведение переговоров с судебным приставом от имени клиента; 
  • представление интересов заявителя во время судебного заседания;
  • контроль за исполнением вынесенного судебного решения (при условии, что оно было вынесено в пользу заявителя). 

Участие юриста во время судебного процесса значительно увеличивает шансы истца на выигрыш.

Необходимые документы

Клиент предоставляет юристу следующие документы:

Судебный акт, вступивший в законную силу

Исполнительны лист

Информацию о должнике

Информацию о взыскателе

Доверенность

Иную информацию, необходимую для надлежащего оказания юридических услуг

Стоимость

Точная стоимость юридических услуг обсуждается с клиентом в индивидуальном порядке при заключении договора. Цена, указанная в договоре, фиксированная и не подлежит изменению. Исключение составляют случаи увеличения объема услуг. Все нюансы относительно срока и порядка оплаты указываются в договоре.

Стоимость юридических услуг зависит от ряда факторов:

  • Уровень сложности.
  • Объем выполняемой работы.
  • Необходимость выезда в другие населенные пункты.
  • Сроки предоставления юридических услуг.

Часто задаваемые вопросы

Универсальный способ, наиболее быстрый и целесообразный для того, чтобы высказать недовольство текущими и организационными вопросами деятельности пристава, когда еще никаких серьезных нарушений не произошло, и глобальных последствий (таких, как причинение ущерба, невозможность дальнейшего исполнения решения суда) не наступило. Например, пристав необоснованно медлит с осуществлением исполнительского действия, и исправить это можно буквально в течение нескольких дней. Это жалоба непосредственному руководителю пристава, вышестоящему лицу. На рядового пристава-исполнителя можно пожаловаться старшему приставу отдела, на старшего пристава — главному судебному приставу субъекта РФ, далее — главному судебному приставу РФ.

Такая жалоба может быть подана в течение 10 дней после того, как приставом совершено действие, кажущееся вам неправомерным, или после того как обнаружилось неправомерное бездействие. В ней следует указать все данные как пристава, так и лица, подающего жалобу, описать, что именно кажется вам неправильным и почему (желательно сослаться на нормы закона), указать свои требования, т.е. в чем вы видите возможный выход из ситуации: совершение приставом действия, отмена постановления и тп. Впрочем, можно указать и просто требование провести служебную проверку в отношении указанных действий пристава.

Подать жалобу руководству подразделения ФССП необходимо в течение 10 дней с момента установления факта бездействия или когда взыскатель узнал либо должен был узнать о нем. Обращение рассмотрят в течение 10 дней со дня его поступления. По итогам жалобу на бездействие судебных приставов могут признать обоснованной полностью или частично либо отказать в ее удовлетворении.

Общий срок прокурорской проверки составляет 30 дней. По ее результатам после анализа всех обстоятельств жалобу могут удовлетворить или отклонить, а также перенаправить в другие госорганы. Отказ исполнения предписаний прокуратуры чреват негативными последствиями для сотрудников ФССП, поэтому этот способ решения жалобы считают действенным.  Кроме того, закон предоставляет возможность обратиться с заявлением на бездействие судебного пристава в суд. В такой ситуации применяют отдельные нормы процессуального законодательства с применением КАС РФ. Срок исковой давности составляет 10 дней с момента, когда стало известно о нарушении прав.

Жалобы следует подавать только в письменной форме. Если вы придете на прием к судебному приставу и начнете с ним выяснять отношения — это не сочтется за жалобу.

В документе обязательно должна быть подпись и дата. Если вы подаете жалобу через представителя, то к жалобе прикладывается нотариально заверенная доверенность. В документе указываем следующие сведения:

  • ФИО и должность пристава-исполнителя;
  • номер постановления;
  • описание определенных действий или бездействия, в отношении которых составляется жалоба;
  • ФИО человека или организации, которые подали жалобу;
  • контактные данные;
  • основания для обжалования по исполнительному производству;
  • необходимо перечислить требования человека.

Жалоба подается без сопроводительных документов, прикладывается только доверенность, если она есть. Но должностное лицо, которое рассматривает жалобу, вправе запросить эти документы дополнительно.

Порядок действий при обжаловании постановления или бездействия судебного пристава следующий:

  • связываемся с приставом и запрашиваем материалы по производству, сделать копии;
  • далее составляем жалобу в адрес старшего судебного пристава. Основные требования к такой жалобе перечислены в законе, утвержденной формы нет;
  • через почтовые услуги подаем жалобу. Можно подать и лично, это зависит от ваших возможностей. Если ни почта, ни личное посещение вам не подходят, можно подать жалобу через интернет-приемную ФССП;
  • далее остается ждать рассмотрения жалобы, в течение 10 дней.

Когда судебный пристав примет решение, вам направят копию постановления. Если жалоба будет удовлетворена, старший судебный пристав отменит постановление нижестоящего сотрудника. Решение направляется в течение 3 дней после принятия решения.

Заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях:

  • исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;
  • исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
  • исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;
  • в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Должник может обжаловать любое действие пристава. Например, предметом жалобы может являться неправомерный арест имущества, изъятие чужих вещей и предметов, иные нарушения. Оспаривание действий допускается через суд и через вышестоящего руководителя ФССП.

Если по жалобе или иску должника действие признают незаконным, это не повлечет прекращение производства. Оспаривание идет строго по тому действию, которое заявитель указал в документах. В рамках одного дела можно неоднократно подавать жалобы и иски, если пристав постоянно нарушает закон.

Как показывает юридическая практика, в оспаривании бездействия судебного пристава обычно заинтересован взыскатель. Предметом жалобы или иска могут быть следующие нарушения:

  • затягивание производства, когда пристав без уважительных причин не предпринимает никаких действий по взысканию;
  • пропуск сроков на совершение определенных действий, на дачу ответов, направление документов;
  • неисполнение других полномочий, предоставленных законом.

В случае выявления нарушений судебный пристав может быть привлечен к дисциплинарной или административной ответственности.

Кроме копии постановления для обращения в суд или к вышестоящему приставу могут потребоваться следующие документы:

  • жалоба или административный иск;
  • копия паспорта (для гражданина), регистрационные документы (для юридического лица);
  • платежка на госпошлину по административному иску (300 руб. для граждан и 2000 руб. для организаций);
  • доверенность, если документы подает представитель;
  • другие документы, подтверждающие обоснованность требований.

При оспаривании производства нельзя требовать изменения суммы задолженности, отмены основных требований и обязательств. Это можно сделать только путем обжалования судебного акта в кассации или в надзоре.

Административное исковое заявление об отмене постановления судебного пристава-исполнителя подается в судебные органы, к территориальной подсудности которых относится отделение ФССП.

В зависимости от оснований возникновения исполнительного производства, административный иск может подаваться в:

  • районные суды общей юрисдикции — задолженность не связана с предпринимательской деятельностью, должник и взыскатель не являются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
  • арбитражные суды субъектов РФ — исполнительное производство возбуждено на основании постановления арбитражного суда.

Направление жалобы на судебного пристава-исполнителя в прокуратуру должно обязательно предшествовать рассмотрение жалобы по данному вопросу старшим судебным приставом. Лишь, сославшись на ранее принятое решение старшего судебного пристава по данному вопросу и не соглашаясь с ним, заявитель может рассчитывать на личное рассмотрение жалобы прокурором в любое время, после произошедшего нарушения.

На основании жалобы заявителя в срок не более 1 месяца должна быть проведена служебная проверка по факту нарушения прав гражданина в результате бездействия исполнителя. По итогу в отношении недобросовестного сотрудника принимаются карательные меры, а требования заявителя выполняются. Результаты проверки вам отправят в ответном письме. Большая часть поданных претензий удовлетворятся полностью или частично.

Рассмотрев вашу претензию, высшее руководство может сделать следующие выводы:

  • признать жалобу правомерной и приостановить действия исполнителя. Иногда судебного пристава привлекают к дисциплинарной или административной ответственности;
  • заявление признается не весомым, поскольку представленные доказательства либо недостаточны, либо ошибочны.

Закон не всегда на стороне заявителя. Если должностные лица, занимающиеся рассмотрением дела, решат, что жалоба на судебного исполнителя является клеветой, то в дальнейшем разбирательстве будет отказано.

Другими причинами, способствующими отказу, являются следующие ситуации:

  • неправильно составленное заявление на действия судебного исполнителя;
  • недовольство взысканием исполнительского сбора или наложением штрафа;
  • суд уже принял решение по делу с аналогичными обстоятельствами;
  • если потерпевшая сторона не соблюдает сроки подачи жалобы и др.

Подать заявление на обжалование нарушений своих прав и свобод могут следующие лица:

  • стороны исполнительного процесса: должник, взыскатель и т.д.;
  • все физические и юридические лица: работодатели, сотрудники, компании, чьи права подверглись неправомерному нарушению.

За консультацией по вопросу обжалования действий или бездействия судебных приставов рекомендуем обратиться в юридическое агентство «Юрисконсульт».

Приостановить исполнительное производство главный пристав может в том случае, если в жалобе заявлены следующие нарушения:

  • произошло незаконное взыскание средств: с материнского капитала, минимальной зарплаты, с компенсаций, льгот и т.д.;
  • взыскание на имущество и доходы, которые являются минимальным имуществом, необходимым для существования задолжавшего лица и его семьи;
  • гражданина не уведомили о начале исполнительного производства и принудительном взыскании имущества и не предоставили время на добровольное погашение долга;
  • лицо ошибочно было назначено должником по исполнительному производству (путаница может возникать с однофамильцами и лицами с одинаковыми личными данными).

Основные моменты, которые нужно учитывать:

  • вы можете подать заявление на обжалование действий сотрудника в течение 10 дней со дня происшествия;
  • заявление может подаваться сразу в несколько инстанций;
  • на добровольное исполнение судебных требований дается 5 дней. После начинаются исполнительные действия;
  • вы можете обжаловать постановление;
  • прежде чем подавать заявление изучите права и обязанности пристава, чтобы не было оплошностей;
  • процесс обжалования лучше начинать с подачи жалобы на вышестоящего сотрудника;
  • чтобы быть уверенным в результате, лучше поручить дело опытному юристу, который представит ваши интересы;
  • лично подавать жалобу не обязательно – это можно сделать онлайн через Госуслуги или сайт ФССП.

Порядок работ по обжалованию действий судебных приставов

0

Определение предмета и характера обращения

0

Анализ всех имеющихся документов

0

Установление отсутствующих, которые необходимо собрать

0

Согласование с Вами необходимости сбора отсутствующих документов

0

Согласование стоимости и сроков оказания юридических услуг

0

Заключение договора на оказание юридических услуг

0

Оказание юридических услуг по договору

0

Информирование Вас о проделанной работе

0

Передача Вам документов после окончания оказания юридических услуг

Контакты юридического агентства "ЮРИСКОНСУЛЬТ"

Центральный офис компании находится по адресу: г. Краснодар, ул. Калинина, 341, 2-й этаж, телефон +7 (989) 829-29-29

Нужна юридическая помощь?
ЗАДАЙТЕ ВОПРОС
Наши юристы проконсультируют вас по правовым вопросам и подскажут, как решить вашу проблему с минимальными затратами в кратчайшие сроки.